Июнь-июль, 2023

Горный Алтай
Наше большое летнее
приключение
В конце июня - начале июля 2023 года мы провели 2 больших тура по Алтаю. Это были невероятно насыщенные поездки, настоящее летнее приключение! Позади 3000 км и полное погружение в дикую природу, когда на десятки километров нет ни души.

Мы забирались на лошадях в горы, переходили босиком вброд ледяные горные реки, катались на скейте по Чуйскому тракту, купались в горном озере, жарили маршмеллоу на костре, топили печку, чтобы согреться ночью, и просто кайфовали от дороги и общения друг с другом. Пора вспомнить, как это было!
Весь первый день мы провели в дороге и проехали около 400 км по Чуйскому тракту. Это невероятно красивая трасса до границы с Монголией.

За каждым ее поворотом пейзаж меняется: альпийские луга уступают место речным долинам, а те в свою очередь превращаются в горные перевалы. Высокие хребты тянутся на всем пути, то расступаясь по краям, то тесно прижимаясь к обочине.
Катунь — главная река Алтая. С алтайского языка переводится как "госпожа". Очень своенравная и бурная. Она сопровождала нас на протяжение нескольких десятков километров, а после уступила место Чуе, которая извиваясь лентой, привела нас в Курайскую степь.
Курайская степь — это огромная межгорная котловина, которую сформировал ледник. Ее ширина достигает 20 км. С одной стороны степь окружена Курайским хребтом, а с другой Северо-Чуйским. Степь изрезана рекой и местами поросла тайгой.
Здесь просто сумасшедшая красота! Вид на степь неожиданно открывается из-за поворота и буквально бьет коленом поддых даже бывалых путешественников.
Мы свернули с дороги, проехали по холмам на нашу секретную смотровую и залипли там на несколько часов. Сначала просто любовались пейзажем — сверху вся степь и Северо-Чуйский хребет как на ладони, а потом пошли гулять до дальних холмов.

Только пешком по-настоящему ощущаешь масштаб этого места и погружаешься в переживание настоящего момента.
На ближайшие 3 ночи мы остановились неподалеку и каждый вечер заезжали туда проводить закат. И каждый закат был по-своему особенным.
На следующий день мы двинулись дальше. За Курайской степью нам открылась Чуйская степь. Здесь уже Алтай граничит с Монголией. Пейзаж становится более пустынным. Сибирь постепенно переходит в Среднюю Азию.
На огромных пространствах этих степей зарождались кочевые империи гуннов и скифов, давшие импульс великому переселению народов. Здесь также проходил один из участков Великого Шелкового пути. Следы этих событий до сих пор сохранились на древних камнях.
Самое большое количество наскальных рисунков на Алтае находится в долине реки Елангаш. Здесь их более 30 тысяч. На камнях изображены сцены охоты и различные животные. Возраст некоторых рисунков более 3000 лет.

Чтобы добраться до них, мы потратили несколько часов, преодолевая каменистое плоскогорье и штурмуя вброд разлившиеся горные реки.
Только представьте, ведь именно так выглядел самый первый творческий импульс человека! Искусство древних египтян и римлян, живопись Средневековья и Эпохи Возрождения — все это случилось гораздо позднее и корнями уходит как раз сюда.
Несколько часов мы бродили по долине, изучая древние артефакты, пока пришедшая из-за гор туча не начала прогонять нас дождем.
Бросаем последний взгляд на гору Джаниикту (3922 м) — одну из основных вершин Южно-Чуйского хребта и возвращаемся в лагерь.
На следующий день мы отправились в пеший трекинг к верховьям реки Кокоря в поисках голубого льда.

Это абсолютно дикое место, затерявшееся на просторах Курайского хребта, — настолько, что тропы, по которой мы шли, даже не было на maps.me.
На этот маршрут мы отправились с местным проводником. Пешком преодолели около 10 км и 5 раз переходили босиком вброд горную реку.

На очередном привале спросили проводника, как он нашел это место. Говорит: "было как-то нечего делать, смотрел карту, нашел какие-то два мелких озера высоко в горах, стало интересно, можно ли туда дойти, — ну и решил проверить, так и нашел".
Водопады на этой реке на картах никак не обозначены, их нашли случайно пару лет назад. Так что они еще безымянные и при желании им можно придумать собственные имена. Это прям дикий восторг побывать в месте, у которого еще названия нет!
Река течет в глубоком каньоне, куда попадает мало солнечного света, поэтому даже в начале июля там можно найти лед двухметровой толщины.
На обратном пути проезжали мимо деревушки с ну очень живописным видом! Интересно, замечают ли местные всю эту красоту в череде повседневных забот?
Прощаемся с этими местами, провожаем закат и готовимся к завтрашней длинной дороге. Нам предстоит проехать 450 км до другой границы —с Казахстаном.
На следующий день мы отправились в Усть-Коксу. Мы быстро свернули в сторону от популярных туристических маршрутов, встречных машин стало заметно меньше, а горы расступились по бокам, образовав широкую долину с пастбищами для коров, лошадей и овец.
Погода стояла по-настоящему летняя! Мы быстро сбросили свои дождевики и кофты, чтобы позагорать на солнце.
Позагорать, да :)
Из Усть-Коксы на следующий день мы отправились к Мультинским озерам. Это одно из тех мест, куда до недавнего времени можно было добраться только с палатками и рюкзаками.

Дорога до туда — целое испытание! Два часа мы месили чернозем тайги на огромных ГАЗ-66, но благодаря этому можно увидеть такой Алтай, который открывается далеко не каждому туристу.
Мы заселились на турбазу, немного отдохнули и отправились к Нижнему Мультинскому озеру. Вышли на берег — и уже сразу открыточные виды. Даже никуда больше идти не хочется! Но наша цель — противоположный берег.
Обогнули Нижнее Мультинское озеро по правой стороне и вышли ко второму озеру — Среднему. Пешком путь занял 1,5 часа.
Здесь вид на Катунский хребет открывается ещё более живописный.
Озера соединяются протокой с перепадом высоты 10 м. Вода с грохотом падает через многочисленные валуны.
Здесь хочется задержаться, разглядывать детали и просто насладиться единением с природой.
Берега Мультинских озёр поросли красивым хвойным лесом. На земле переплетение корней, огромные валуны, утопающие во мхах и сладкий запах древесной коры и шишек.
Вечером после бани мы развели костёр и долго глядели, как яркие искры улетают прямо к звёздам. Млечный Путь во всем своём величии раскинулся над нашими головами.
Новый день — новый опыт! Мы отправились верхом на конях к озеру Куйгук. Расстояние до него от нашего лагеря 9 км, дорога в одну сторону заняла 2,5 часа. Столько же обратно.
Дорога шла через густой лес, несколько раз мы переходили вброд реку.
Озеро Куйгук находится на высоте 2300 м, и в середине июня там ещё не до конца сошёл лёд. По берегам лежал снег, но на солнце было очень тепло, а само озеро приобрело красивый бирюзовый оттенок.
Вокруг никого! Красота!
Пару часов мы провели на озере, в лагерь вернулись уже под вечер, сразу же загрузились в кузов ГАЗ-66 и отправились обратно через тайгу и бурелом в Усть-Коксу.
Последний день тура мы провели в дороге до Горно-Алтайска. Заселились в глэмпинг и весь вечер провели в бассейне и сауне.
Финальные посиделки у костра. Делимся впечатлениями от поездки.
Утром везём всех в аэропорт, говорим друг другу и Алтаю «до свидания» и разлетаемся по домам.
В следующий раз мы поедем сюда в июне. Следите за анонсами!

Поехали с нами!
Оставьте заявку, и мы поможем выбрать подходящий для вас тур
Как будет удобнее связаться с вами?
Куда хотите поехать?
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных.